1. Предназначен для организации проведения комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях.
  2. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуации (ЧС).
  3. Руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, законами Кемеровской области, указаниями и распоряжениями Губернатора, постановлениями администрации области, решениями межведомственной координационной комиссии, директивными документами Департамента охраны здоровья населения администрации Кемеровской области, иными нормативными и правовыми актами.
  4. Основными задачами центра являются:
    • разработка научно-методических принципов деятельности службы медицины катастроф Кемеровской области;
    • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
    • координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
    • обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений службы медицины катастроф к действиям в чрезвычайных ситуациях;
    • участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений департамента охраны здоровья населения к работе в чрезвычайных ситуациях;
    • выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождать­ся неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недо­пущению или уменьшению таких последствий;
    • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
    • сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
    • разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
    • совершенствование организационной структуры службы медицины катастроф и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • создание при участии заинтересованных учреждений министерств и ведомств системы управления службы медицины катастроф Кемеровской области, поддержание ее в постоянной готовности;
    • разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и террористических актах;
    • координация подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
    • создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок недостающих лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
    • создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности службы медицины катастроф Кемеровской области;
    • международное сотрудничество в области медицины катастроф.
  5. В зависимости от обстановки деятельность центра осуществляется в следующих режимах:
    • в режиме повседневной деятельности;
    • в режиме повышенной готовности;
    • в режиме чрезвычайной ситуации.
  6. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуа­ции принимают органы исполнительной власти Кемеровской области, органы местного самоуправления, начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, директор Кемеровского областного центра медицины катастроф в зависимости от масштабов ЧС и в пределах своей компетенции.
  7. В режиме повседневной деятельности проводится:
    • текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
    • участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания насе­ления и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;
    • создание формирований службы медицины катастроф, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;
    • планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обу­чении правилам оказания первой помощи;
    • планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
    • контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки ее личного состава;
    • создание системы связи службы медицины катастроф, координация ее с системой связи РСЧС;
    • проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
    • поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
    • психофизиологический контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений службы медицины катастроф и аварийно-спасательных формирований;
    • создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
    • разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению службы медицины катастроф;
    • создание, поддержание, контроль за использованием и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы медицины катастроф;
    • участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС, населения;
    • анализ и обобщение опыта работы службы медицины катастроф по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
  8. В режиме повышенной готовности
    • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима повышенной готовности;
    • усиление дежурно-диспетчерской службы медицины катастроф, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала областного центра медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
    • анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы службы медицины катастроф;
    • уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
    • организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями службы медицины катастроф соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
    • проверка готовности системы связи службы медицины катастроф;
    • создание и направление, при необходимости, оперативных групп областного центра медицины катастроф (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
    • участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
    • организация внеочередного (при необходимости) заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
    • уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвы­чайной ситуации;
    • усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
  9. В режиме чрезвычайной ситуации
    • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
    • активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • введение в действие плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
    • выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований службы медицины катастроф;
    • обеспечение системы связи службы медицины катастроф, ее координация с системой связи РСЧС;
    • участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
    • организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населе­ния пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
    • организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
    • организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
    • организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
    • организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами зашиты и правильным их использованием, соблюдением режима труда и отдыха, питанием, водоснабжением;
    • обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
    • ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
  10. Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут относиться ко всей службе медицины катастроф данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району, на местном уровне - к району города, объекту экономики).